Среда, 26.04.2017, 14:53
POLARART.UCOZ.RU
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Л. Теютина. Гравированный клык «Чукотка: море и тундра»
Л. Теютина. Гравированный клык «Чукотка: море и тундра»

Море и тундра – две равновеликих стихии, определивших облик уникальной арктической культуры, что ещё в древности сложилась у чукчей и эскимосов. В море на протяжении многих столетий обитатели прибрежной Чукотки добывают моржей, тюленей, китов, в тундре выпасают оленей, охотятся на песцов, собирают ягоды и коренья. Обе природных среды играют настолько важную роль в жизни северян, что очень немногие из тех, кто родился и вырос в полярных селеньях, могут прижиться в других, куда более благоприятных в климатическом отношении краях. 
Море и тундра – главная тема чукотской сюжетной гравировки на моржовой кости. В море и в тундру переносят зрителя сцены, запечатлённые на гравюре Лидии Теютиной. Эта работа – одна из недавних. Лидия выполнила её весной 2008 года. Создан гравированный клык в Уэлене. В окрестностях этого старинного чукотского посёлка, судя по особенностям пейзажа, разворачиваются действия персонажей Теютиной. Следуя давней традиции чукотских гравёров, она изобразила морских зверобоев и зверей, на которых охотятся жители Чукотского полуострова, на одной стороне моржового клыка, а на оборотной его стороне нарисовала стойбище тундровиков и домашних оленей. 
Традиционна не только тема изображений. Верность лучшим традициям чукотской гравировки отчетливо проявляется и в других особенностях работы «Чукотка: море и тундра». В графическом искусстве чукчей и эскимосов большое значение имеет повествовательность. Рисунки для северян – это, прежде всего, рассказы о конкретных событиях. Гравюра Л. Теютиной тоже, по существу, рассказ, точнее, серия небольших новелл о Чукотке. 
В левой части композиции на «лицевой» стороне гравированного клыка изображена драматичная сцена китовой охоты. Зверобои на двух байдарах преследуют кита. Кит вынырнул, чтобы выдохнуть (мы видим фонтан над его головой), однако через мгновенье он снова уйдёт под воду, и охотники спешат. Один из них держит двумя руками копье. Зверобой на носу второй лодки бросает в кита гарпун. Сидящий рядом с гарпунёром охотник готовится выбросить за борт надутую воздухом тюленью шкуру – поплавок «пых-пых». Прикреплённый ремнём к наконечнику гарпуна, поплавок будет показывать охотникам, где находится под водой раненый зверь. Гребцы на байдаре с гарпунёром опустили вёсла. Их лодке нужно держаться подальше от кита: он поднял хвост, чтобы ударить по байдаре. Гребцы на другой лодке, напротив, налегли на вёсла. Они должны подойти вплотную к зверю, чтобы охотник, стоящий на носу байдары, мог поразить кита ударом копья.
С поразительной точностью изображает Л. Теютина действия своих соплеменников – китобоев Чукотки. Столь же достоверны созданные художницей образы моржей, тюленей, белого медведя. Мы видим их в правой части композиции. Здесь перед зрителем разворачивается уже другая картина. Арктическое море живёт своей собственной жизнью: моржи ныряют, лежат на льдинах, медведь, оскалив пасть, подкрадывается сзади к вылезшей на лёд нерпе. 
На противоположной стороне гравированного клыка – новая история: жизнь тундры. Каюр подгоняет уставшую оленью упряжку, он спешит в стойбище. Из яранги, навстречу упряжке, вышла облачённая в меховой керкер женщина. Стоят на припорошенной снегом траве грузовые нарты, вывешена для просушки оленья шкура. За речкой, в стороне от стойбища, пастухи наблюдают за стадом. Их задача – не дать оленям разбрестись по тундре. 
В зарисовках из жизни тундровиков не меньше ярких деталей, чем в сцене морской охоты, но подлинность изображений – далеко не единственное достоинство гравюры. Лидия Теютина – настоящий, большой художник. Композиционное построение её работы строго продумано, фигуры людей и зверей, пейзаж искусно вписаны в форму моржового клыка. Контур рисунка предельно четок и строг. Гармонична и сдержана цветовая гамма: в ней доминируют синие, зелёные, охристые тона. Вместе с тем, что нечасто бывает в гравюрах, Л. Теютина вводит в композицию приглушенный малиновый цвет. С его помощью переданы солнечные блики на покрытых снегом вершинах сопок.
Гравированный клык «Чукотка: море и тундра» представляет собой произведение искусства, которое, с одной стороны, даёт яркое представление о классических образцах чукотской сюжетной гравировки, а с другой стороны, позволяет судить о творчестве представительницы мощной династии уэленских косторезов, Лидии Теютиной, – одного из самых талантливых гравёров современной Чукотки.
Copyright POLARART.UCOZ.RU© 2017
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Создать бесплатный сайт с uCoz