Среда, 26.04.2017, 14:48
POLARART.UCOZ.RU
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню
Категории раздела
Мир Арктики [5]
Север - удивительная страна. В этом разделе Вы найдете статьи о народах Севера, их обычаях и нравах
Этюды о загадочных вещах [4]
Авторский раздел Михаила Бронштейна. Здесь мы публикуем статьи из цикла "Этюды о загадочных вещах", написанные им и в соавторстве с другими исследователями
Искусство Древнего Севера [5]
Раздел посвящен Северу в эпоху древности. Находки археологов, заметки этнографов и палеоэкологов и многое другое...
Современное искусство Чукотки [4]
ХХ век стал поворотным в истории культуры северных народов. Косторезное искусство приобрело новые тенденции, а рисунки художников все больше охватывали события Съездов народных депутатов. Чукотка вчера и сегодня - вот о чем этот раздел
Заметки путешественника [2]
Свободный раздел. Здесь мы будем публиковать путевые заметки и описания приключений, выпавших на долю путешественников - исследователей Арктики
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Этюды о загадочных вещах

Хозяин ледяных просторов
«Хозяин ледяных просторов» 

Чукотка подарила миру подлинные шедевры первобытного искусства. К их числу относятся небольшие фигурки полярных животных, найденные археологами на побережьях Берингова и Чукотского морей. Выполненные из моржового клыка около двух тысяч лет назад они являлись амулетами и оберегами. 

Древняя скульптура морских арктических зверобоев поражает воображение оригинальностью замысла, декоративностью форм, высокой техникой исполнения. Изображения зверей и птиц лишены фотографической точности. Это обобщенные, сказочные, но всегда хорошо узнаваемые персонажи. Вымысел, фантазия органично сочетались в творчестве художников Древней Чукотки с доскональным знанием натуры. С удивительным мастерством передавали резчики по кости особенности строения тела тюленей, медведей, моржей, их наиболее характерные позы и повадки. 


Почти лишена объема плоская, слегка изогнутая фигурка нерпы. Чуть разведены в стороны ее ласты, вытянута вперед шея. Тюлень, казалось бы, выглядит по-иному. Почему именно так изобразил его мастер? Дело здесь в том, что нерпа плывет. Мы словно смотрим на нее сверху – из лодки или со скалы. Отсюда и уплощенность формы, и легкий изгиб туловища, и отведенные в сторону ласты… 

Сказочно прекрасен образ двухголовой птицы. Только художник, обладавший зоркостью прирожденного охотника, мог с такой точностью изобразить ее глаза, клюв, тонкую шею.

Фантастические и реальные черты тесно переплелись в миниатюрной фигурке плывущей птицы. Форма ее тела, поза, изгиб шеи полностью соответствуют натуре, но у птицы голова белого медведя! Совмещая несовместимое, мастер очень точен в деталях: у изображенного им загадочного существа прижаты уши – так делают медведи, когда оказываются в воде.

К полярным медведям морские охотники Древней Арктики относились с особым почтением. В ходе археологических раскопок изображения этих зверей встречаются наиболее часто. Древние резчики по кости стремились передать неукротимую силу самого опасного хищника высоких широт. Героя эскимосских и чукотских легенд, грозного «хозяина ледяных просторов» изображали с оскаленной пастью, четко прорабатывали его сомкнутые в железном зажиме клыки. 

Нередко художники Чукотки первых веков нашей эры создавали скульптурные композиции, в которых голова медведя соседствовала с головой моржа или с птичьим клювом. Подобные амулеты имели, по-видимому, особый мистический смысл. В них нашли отражение возникшие еще в древнем каменном веке верования и мифы, согласно которым звери и птицы могли превращаться друг в друга. 

С древними шаманскими обрядами связано скульптурное изображение медвежьей головы, представляющее собой своеобразный «рентгеновский снимок»: мастер изобразил не только глаза и нос зверя, но также строение его черепа. 

Скульптуры полярных животных покрыты изящным декором. Гравировка имела глубокий смысл. Узоры отмечали на теле зверя жизненно важные центры. Так арктические зверобои хранили информацию о том, куда должен направить охотник копье или гарпун. Орнамент демонстрировал принадлежность мастера к тому или иному племени. Концентрические окружности, параллельные линии, миниатюрные «зубчики» на фигурке плывущей нерпы свидетельствуют о том, что эта скульптура создана «ранними древнеберингоморцами». Они населяли прибрежные районы Чукотки в самом начале нашей эры. Орнамент на фантастических птицах – он состоит из коротких отрезков – указывает на «оквикцев», современников «ранних древнеберингоморцев». Узоры из многочисленных кругов и овалов, сплошных и прерывистых линий, покрывающие изображения медведей, характерны для «поздних древнеберингоморцев». Их поселения датируются серединой I тысячелетия нашей эры. 

Почему древние жители Чукотки, обитавшие в экстремально суровом климате, находили в себе силы для создания художественных изделий? Едва ли сегодня можно дать точный ответ на этот вопрос. Но одно не вызывает сомнений: искусство помогало человеку приспособиться к Северу. Создавая скульптуры тюленей и белых медведей, первобытный охотник умножал свои знания об арктической природе. Творчество помогало ему полнее почувствовать себя неотъемлемой частью полярного мира. Скованная морозом, заметенная пургой, скрытая туманами Арктика становилась ближе и понятнее человеку, он тоже начинал ощущать себя «хозяином ледяных просторов».


М. Бронштейн,
кандидат исторических наук
Государственный музей Востока

Категория: Этюды о загадочных вещах | Добавил: targel (28.12.2009)
Просмотров: 285 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Создать бесплатный сайт с uCoz