Суббота, 20.04.2024, 03:20
POLARART.UCOZ.RU
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню
Категории раздела
Мир Арктики [5]
Север - удивительная страна. В этом разделе Вы найдете статьи о народах Севера, их обычаях и нравах
Этюды о загадочных вещах [4]
Авторский раздел Михаила Бронштейна. Здесь мы публикуем статьи из цикла "Этюды о загадочных вещах", написанные им и в соавторстве с другими исследователями
Искусство Древнего Севера [5]
Раздел посвящен Северу в эпоху древности. Находки археологов, заметки этнографов и палеоэкологов и многое другое...
Современное искусство Чукотки [4]
ХХ век стал поворотным в истории культуры северных народов. Косторезное искусство приобрело новые тенденции, а рисунки художников все больше охватывали события Съездов народных депутатов. Чукотка вчера и сегодня - вот о чем этот раздел
Заметки путешественника [2]
Свободный раздел. Здесь мы будем публиковать путевые заметки и описания приключений, выпавших на долю путешественников - исследователей Арктики
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Этюды о загадочных вещах

"Крылатые предметы"
 «Крылатые предметы» 

Во многих музеях мира хранятся изящные поделки из моржовой кости, возраст которых составляет почти две тысячи лет. Они похожи на больших тропических бабочек с распахнутыми крыльями. Впрочем, кто-то увидит в них птиц, кому-то они покажутся моделями фантастических летательных аппаратов… 

Бабочки из клыка моржа есть и в Анадыре, в Музейном центре «Наследие Чукотки». Это не удивительно: большинство из них найдено на чукотском побережье Берингова пролива. Археологи назвали «полярных бабочек» «крылатыми предметами». Для чего предназначались эти удивительные изделия морских зверобоев Древней Арктики? Исследователи не раз обращались к местным жителям с таким вопросом, но практически никто ничего не слышал о «крылатых предметах».

Изучая странные формы и загадочный декор «крылатых предметов», историки обратили внимание на любопытные закономерности. В центральной части каждого из них есть широкий паз на одном торце и узкая прорезь на другом. В орнаменте, выполненном в техниках резьбы и гравировки, повторяются одни и те же мотивы – концентрические круги, звериные головы, птичьи перья, антропоморфные лики. 

Особенности «крылатых предметов» навели исследователей на мысль о том, что это ритуальные изделия, возможно, навершия шаманских жезлов. Появилась версия и об использовании их на Празднике Кита. Считалось, что «крылатые предметы» подвешивались под потолком жилища и, как птицы, парили над головами участников ритуала. Высказывались и иные предположения. По одной из гипотез, «крылатый предмет» – замок, соединявший деревянные детали каяка. Согласно другой версии, "бабочка из моржового клыка” входила в гарпунный комплекс древних охотников Берингова пролива. 

Эта гипотеза приобрела наибольшее число сторонников, однако мнения археологов разделились. Одни полагали, что «крылатый предмет» закреплялся в передней части гарпуна, гарпун становился тяжелее, и сила удара возрастала. Другие считали, что место «крылатого предмета» на заднем конце гарпунного древка, где он играл роль стабилизатора. Выдвинутая историками версия «стабилизатор» получила поддержку у людей, далеких от изучения древностей, но сведущих в аэродинамике. По заключению авиаторов, конструкция «крылатого предмета» такова, что оснащенный им гарпун должен был сначала взмыть вверх, а затем резко спикировать на цель.

Мог ли сравнительно небольшой стабилизатор обеспечить гарпуну подобную траекторию полета? Была ли она оптимальной? Окончательных ответов на эти вопросы сегодня еще нет, однако ответ на вопрос о назначении «крылатых предметов» уже, безусловно, найден. 

В ходе археологических раскопок на Чукотском полуострове удалось обнаружить деревянные гарпунные древки начала нашей эры, на задние концы которых были насажены «крылатые предметы». (Вот для чего предназначался широкий паз в торце каждого из них!). Там же, на северо-востоке Чукотки, неподалеку от мыса Дежнева, найдены копьеметалки – метательные дощечки, известные многим древним народам. Копьеметалки существенно увеличивали дальность броска. Благодаря метательным дощечкам, дротик, копье, гарпун летели значительно дальше, и у охотника было больше шансов вернуться домой с добычей. Зубец на копьеметалке идеально подходит к узкой прорези в торцевой части гарпунного стабилизатора. «Крылатый предмет», таким образом, действительно являлся замком, но не каяка, а гарпуна. Он обеспечивал гарпуну надежное закрепление на метательной дощечке.

Установив, что «крылатый предмет» – деталь гарпуна, легче понять смысл его декора. Концентрические круги были, возможно, «глазами охотника». Звериные головы символизировали добычу или, скорее, изображали «хозяев зверей» – духов, от которых зависела, по представлениям древних зверобоев, их охотничья удача. Могущественных духов олицетворяли, вероятно, и большеглазые антропоморфные лики. Впрочем, разгадать подлинное значение древних узоров непросто. Так же как трудно сказать, почему стабилизаторы гарпуна, выполненные с таким мастерством, которое позволяет отнести их к самым выдающимся достижениям людей далекого прошлого, вышли из употребления и оказались забытыми? 

М. Бронштейн,
кандидат исторических наук
Государственный музей Востока

Категория: Этюды о загадочных вещах | Добавил: Михаил (28.12.2009)
Просмотров: 1322 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Создать бесплатный сайт с uCoz