Косторезное искусство Чукотки
Около двух тысяч лет назад морские зверобои чукотского побережья Берингова пролива, предки нынешних коренных обитателей Чукотки – чукчей и азиатских эскимосов – создавали из моржового клыка и оленьего рога подлинные шедевры. Это были покрытые выразительными рельефными изображениями и изящным графическим узором предметы охотничьего снаряжения, амулеты и украшения. Орнамент на изделиях из моржового клыка имел, по представлениям первобытных охотников, особое, магическое значение. Стилистические особенности косторезного искусства древней Чукотки указывают на его близость к искусству эскимосов и индейцев Аляски, на знакомство обитателей северо-восточной оконечности Евразии с художественной культурой народов Приамурья и Южной Сибири. Находки археологов не оставляют сомнений в том, что в первые века нашей эры на Чукотке уже существовала зрелая изобразительная традиция. Ее важнейшей чертой было доскональное знание художниками – потомственными зверобоями и мореходами – анатомии и повадок арктических животных. Эта особенность сохранялась в творчестве чукотских косторезов и в более поздние времена, когда они стали изготавливать изделия не столько для своих соплеменников, сколько для тех, кто впервые открывал для себя Арктику.
Начиная со второй половины XIX в., у берегов Чукотки стали часто появляться русские, американские, норвежские шхуны. Китобои и торговцы охотно покупали фигурки тюленей и медведей из моржовой кости. Местные жители вырезали для приезжих курительные трубки, декоративные ножи, украшения. Появились в прибрежных селениях и гравированные клыки моржа, на поверхности которых изображались сцены из жизни охотников и оленеводов. Приобретая у чукчей и эскимосов косторезные изделия в качестве экзотических сувениров, моряки едва ли подозревали, что становятся обладателями уникальных произведений, что на их глазах древнее ритуальное искусство Арктики превращается в народный художественный промысел. В 1920-40-х годах в Уэлене, в других береговых поселках возникли художественные мастерские, объединившие людей, для которых впервые в истории Чукотки резьба по кости стала основным видом деятельности. На основе старых традиций и новых творческих поисков в косторезном искусстве чукчей и эскимосов сформировался особый художественный стиль, и сегодня отличающий лучшие работы чукотских резчиков и граверов. Характерные признаки этого стиля – доскональное знание Крайнего Севера, одухотворенность и непосредственность образов, стремление показать природную красоту моржового клыка. В 1950-80-х годах резчики и граверы стали чаще обращаться к сюжетам старинных легенд и преданий. Ностальгия по прошлой жизни, по насильственно разрушенной традиционной культуре морских охотников и оленеводов проявляется и в творчестве народных художников Чукотки начала XXI века. Многие из них обращаются сегодня к искусству рубежа нашей эры и обретают вдохновение и уникальный опыт резьбы по кости в художественном наследии своих далеких предшественников.
М.М. Бронштейн, кандидат исторических наук, Государственный музей Востока
|