Вторник, 23.04.2024, 22:21
POLARART.UCOZ.RU
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню
Категории раздела
Мир Арктики [5]
Север - удивительная страна. В этом разделе Вы найдете статьи о народах Севера, их обычаях и нравах
Этюды о загадочных вещах [4]
Авторский раздел Михаила Бронштейна. Здесь мы публикуем статьи из цикла "Этюды о загадочных вещах", написанные им и в соавторстве с другими исследователями
Искусство Древнего Севера [5]
Раздел посвящен Северу в эпоху древности. Находки археологов, заметки этнографов и палеоэкологов и многое другое...
Современное искусство Чукотки [4]
ХХ век стал поворотным в истории культуры северных народов. Косторезное искусство приобрело новые тенденции, а рисунки художников все больше охватывали события Съездов народных депутатов. Чукотка вчера и сегодня - вот о чем этот раздел
Заметки путешественника [2]
Свободный раздел. Здесь мы будем публиковать путевые заметки и описания приключений, выпавших на долю путешественников - исследователей Арктики
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Современное искусство Чукотки

Резчики и граверы Уэлена
Резчики и граверы Уэлена


С виду Уэлен – обычный поселок. Его обитатели охотятся, рыбачат, собирают в тундре ягоды и коренья. Но есть у Уэлена особенность, которая отличает его от других чукотских селений. Вот уже более ста лет он является центром художественного промысла. Здесь живут резчики и граверы по кости, работы которых можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, в Берне и Вашингтоне.

Косторезному искусству чукчей и эскимосов не менее двух тысяч лет. В древности в каждом прибрежном селении были свои мастера, изготавливавшие из моржового клыка амулеты и обереги. В начале ХХ века, когда у берегов Чукотки стали часто появляться иностранные шхуны, на смену ритуальному искусству пришел художественный промысел. Охотники и оленеводы в свободное время вырезали из моржовой кости фигурки зверей и птиц, покрывали моржовые клыки графическими изображениями сцен морской охоты. Косторезные изделия обменивали у моряков на порох, табак, чай. Заезжие китобои и торговцы, увозя с Чукотки экзотические сувениры, едва ли подозревали, что приобрели бесценные произведения народного искусства, за которыми вскоре будут «охотиться» многие музеи мира.

Ведущую роль в становлении нового ремесла играли уэленцы. В 1920-х годах они создали сезонную бригаду резчиков по кости и начали преподавать косторезное дело в местной школе, а в 1931 году в поселке открылась первая на Чукотке косторезная мастерская. Возглавил ее Вуквутагин. Потомственный зверобой, знаток анатомии и повадок полярных животных, художник, обладавший тонким вкусом, он создавал лаконичные и выразительные образы медведей, тюленей, моржей. Избегая излишней детализации, Вуквутагин мастерски передавал особенности зверей, изображал их в наиболее характерных позах.

Сначала в косторезной мастерской работало 5-7 человек, но вскоре профессиональных резчиков и граверов стало значительно больше. Во многом это было связано с деятельностью приехавшего на Чукотку искусствоведа А.Л. Горбункова. Прежде чем отправиться на Север, он несколько лет изучал художественную культуру арктических народов. Главной своей целью исследователь считал не навязывание народным художникам стереотипов европейской культуры, а, напротив, раскрытие их собственных творческих возможностей. В середине 1930-х годов в «уэленской косторезке» создавались и миниатюрные скульптуры северных животных, и цветные гравюры на цельных моржовых клыках, и украшенные резьбой и гравировкой изделия прикладного характера – шкатулки, пеналы, броши.

А.Л. Горбунков справедливо полагал, что для народного искусства особое значение имеют коллективные формы творчества. По его настоянию резчики и граверы совместно обсуждали сюжеты будущих произведений. Эти обсуждения превращались в настоящие спектакли-пантомимы, помогавшие мастерам найти наиболее точные и яркие образы. Относясь чрезвычайно бережно к национальным традициям северян, А.Л. Горбунков вместе с тем пытался привнести в творчество уэленцев новые элементы. Он первым познакомил их с карандашами, предложив создавать на бумаге эскизы будущих скульптурных и графических композиций. Многое сделал А.Л. Горбунков для того, чтобы в Москве, в Третьяковской галерее, открылась в 1937 г. выставка произведений народного искусства Чукотки. Благодаря этой выставке сотни людей впервые узнали о необычном художественном феномене – косторезном искусстве Уэлена.

Тяжело отразилась на жизни уэленцев Великая Отечественная война. Погиб на фронте талантливый гравер Вуквол, (косторезная мастерская в Уэлене носит теперь его имя), многие резчики и граверы были вынуждены в годы войны заниматься только охотой или оленеводством. Столь же тяжелая ситуация сохранялась и в послевоенные годы. Однако неблагоприятная для художественного промысла обстановка не вызвала, к счастью, его угасания. 1940-50-ми годами датированы лучшие произведения Веры Эмкуль, первой чукотской женщины, ставшей гравером. Ее творчество во многом определило путь, по которому пошло развитие чукотской гравировки в последующие десятилетия. Эмкуль и ее ученицы – Елена Янку, Галина Тынатваль, Лидия Теютина – привнесли в гравировку на моржовых клыках новые мотивы. В их работах доминировали нежные, лиричные тона, тонкие, изысканные линии, героями произведений становились, как правило, персонажи старинных чукотских сказок – «заоблачные девушки», великаны, гигантские орлы.

Еще одним новым явлением, появившимся в косторезном искусстве уэленцев в середине ХХ века, стали многофигурные скульптурные композиции. Создание скульптурных групп требовало более высокого мастерства и более сложного художественного мышления. Одним из первых резчиков, кто стал работать над скульптурными композициями, был Хухутан. Широкую известность получила его работа «Охотник и морж». Изобразив своего соплеменника, охотящегося с копьем на моржа, мастер создал глубоко символичный образ Севера. Маленькой фигурке охотника противостоит огромный морж. Человек показан в движении, его поза сложна и динамична. Зверь, напротив, спокоен и неподвижен. Тяжеловесная, величественная фигура лежащего на льдине моржа становится в композиции Хухутана символом суровой арктической природы.  

Показать человека в момент наивысшего напряжения сил стремился другой знаменитый уэленский резчик середины прошлого столетия – Туккай. Одна из самых известных его работ – «Нападение волков на оленье стадо». Мчатся испуганные олени, спешат им на помощь люди... Характерная черта туккаевской скульптуры – индивидуализация образов животных. Среди бегущих оленей нет двух одинаковых фигурок. Объясняется это тем, что Туккай, как многие старожилы Уэлена, был не только морским охотником, но и оленеводом. Он несколько лет кочевал по тундре с оленеводческой бригадой и «знал в лицо» каждого оленя в стаде. Важной особенностью скульптурной композиции Туккая, других подобных работ является включение в них графических изображений. Художник выполнял рисунок на подставке, гравировка дополняла и развивала сюжет скульптуры. 

В 1950-60-х годах старые традиции и новые художественные приемы тесно переплетаются в творчестве уэленских художников. Они по-прежнему нередко создают одиночные скульптуры полярных животных, однако в трактовке образов появляется новый, гуманистический аспект. Звери предстают перед зрителем не как «объекты охоты», а как существа, во многом похожие на людей. Такова «Моржиха с моржонком» Килилоя. Моржиха лежит на боку и заботливо поддерживает ластом прижавшегося к ней детеныша. Поза ее грациозна, как поза кормящей ребенка женщины.

Гуманистическое начало, ставшее постепенно неотъемлемой чертой косторезного искусства Уэлена, обусловило появление в нем нового образа человека. Резчики по кости стали создавать изображения своих односельчан, занятых обычным, будничным трудом. Они стремились показать повседневную жизнь северян, лишенную, на первый взгляд, героики. Так появились «Женщина с ношей» Владимира Татро, «Резка жира» Анатолия Тымнетагина, «Первая добыча» Виктора Теютина, другие работы, посвященные «арктическим будням». Небольшие скульптуры из моржового клыка или китовой кости (с 1970-х годов уэленцы стали часто использовать этот материал) достоверно воспроизводили облик коренных жителей Чукотки, их черты лица, позы, движения. И как это нередко бывает с подлинными произведениями искусства, скульптуры приобретали, возможно, помимо воли авторов, особый философский смысл. Так сформировалась своеобразная портретная галерея мужественных и немногословных людей, выросших в суровом арктическом краю, с детства привыкших к опасности, к тяжелому труду, к сопряженной с риском морской охоте.

Тема охоты по-прежнему оставалась главной в творчестве уэленцев, поскольку и во второй половине ХХ века морской зверобойный промысел играл важную роль в их жизни. Однако в раскрытии этой темы произошли перемены. Внутренний мир охотника, глубинная связь человека с природой – вот что стремились отразить в своих работах резчики 1970-80-х годов. Особенно показательно в этом отношении творчество Льва Никитина. Одна из его скульптур носит название «В ледяном плену». Мы видим трех мужчин, сидящих в небольшой лодке и зорко вглядывающихся в даль. Охотники ждут, когда расступится лед и удастся вернуться на берег. Ситуация предельно драматична – «ледяной плен» может закончиться гибелью зверобоев, – но герои Л. Никитина сдержаны, внешне спокойны. Глядя на их усталые лица, на большие натруженные руки, зритель проникается глубокой симпатией к этим людям, чувствует свою сопричастность с теми, кто дерзнул бросить вызов Ледовитому океану. Аналогичные чувства вызывает скульптура «Охотник и лахтак». Напряженная фигурка зверобоя и спокойный, словно не чувствующий боли тюлень объединены Л. Никитиным в одну пластическую массу, слиты воедино. Они не столько противостоят друг другу, сколько образуют единое целое. Человек и зверь, по мысли художника, – неразрывные части одного и того же мира, связь между ними органична и многогранна.

В 1970-80-х годах в искусстве уэленцев формируется еще одно новое направление. В их работах появляются мотивы древнеэскимосского орнамента. Тонкие черные линии, выполненные в технике гравировки, подчеркивают белизну моржового клыка, придают скульптуре таинственность и декоративность. Обращению резчиков и граверов Уэлена к художественным приемам своих далеких предшественников способствовало проведение в поселке и его окрестностях археологических раскопок, а также специальная образовательная программа, которую подготовили для Уэленской мастерской сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности Т.Б. Митлянская и И.Л. Карахан. Приезжая в Уэлен на протяжении многих лет, московские искусствоведы рассказывали народным художникам об искусстве Чукотки первых веков нашей эры, о резьбе и гравировке эскимосов Аляски, Канады, Гренландии.

В последние десятилетия ХХ века образы прошлого все чаще стали появляться в уэленском косторезном искусстве. Герои старинных преданий, охотники и оленеводы в национальных одеждах стали для резчиков и граверов Уэлена яркими символами исчезающей безвозвратно древней и мудрой культуры предков. 

Конец минувшего столетия принес уэленским художникам новые испытания. Косторезная мастерская оказалась на грани закрытия. За неуплату долгов коммунальные службы отключали отопление и электроэнергию. Мастера годами не получали заработную плату. В поселковом магазине отсутствовали самые необходимые продукты. Ситуация в Уэлене была в это время такой, как в военные и послевоенные годы. Но так же, как полвека назад, несмотря на трудности и невзгоды, уэленские резчики и граверы продолжали работать. 

Как удалось косторезному промыслу выжить в этих тяжелых условиях? Историкам и искусствоведам еще предстоит найти ответ на этот вопрос, но одну из причин можно назвать уже сегодня. Для современных жителей Уэлена резьба и гравировка по кости – не только занятие, приносящее доход. Костяные фигурки зверобоев и полярных животных, гравированные моржовые клыки являются для уэленцев нитью, что соединяет их с бесчисленными поколениями предков. В эпоху, когда стремительно исчезают родные языки коренных жителей Чукотки, когда уходят в прошлое существовавшие веками традиции, косторезное искусство становится для северян важным компонентом духовного самосознания, одним из ярких проявлений их национальной культуры.

Уэленский художественный промысел – «визитная карточка» современной Чукотки. Об Уэлене пишут книги, снимают фильмы. Нередко рядом с поселком останавливаются комфортабельные лайнеры, совершающие арктические круизы. Но как бы ни был популярен Уэлен у туристов, главное заключается в другом. Едва ли будет преувеличением сказать, что будущее двух древних арктических народов, береговых чукчей и азиатских эскимосов, зависит во многом от того, как сложатся судьбы уэленских резчиков и граверов, сохранивших уникальное художественное наследие арктических первопроходцев – искусство резьбы и гравировки по кости. 

Михаил БРОНШТЕЙН,
кандидат исторических наук

Категория: Современное искусство Чукотки | Добавил: targel (28.12.2009)
Просмотров: 6466 | Комментарии: 63 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 10
10 Barbarasa  
0
К тому же, современные грузчики, работающие в фирмах, представляют собой профессиональных специалистов, которые всегда одеты в чистую форму, работают аккуратно и в работе используют специализированное оборудование, позволяющее упростить и ускорить процессе перевозки грузов. Если вы цените свое время и здоровье – лучше всего обратиться за помощью к грузчикам, нежели пытаться самостоятельно выполнить работу за них.
Плюсы и минусы грузовых автоперевозок
Упаковка груза и её разновидности
Как известно, в любом процессе переезда квартиры, да и любого переезда, в частности, большое значение имеет именно упаковка. Безусловно, это гарант защиты любого груза от возможных повреждений в поездке. Ведь любые трассы и дорого никогда не бывают идеально ровными, в особенности, это касается, России матушки. Поэтому Вам необходимо обеспечить максимальный уровень защиты от дорожных неровностей. Или же, не исключаем и такие ситуации, когда при движении грузового автотранспорта, часть груза http://scheben.dostavka.biz.ua/scheben-20-40.html - щебень фракция 20-40 гост может завалиться на хрупкие предметы, что также может повлечь их повреждение. В связи с этим, в зависимости от характера груза, принято выделять такие виды упаковки, как жесткая, мягкая и полужесткая. Но сейчас мы более подробно остановимся именно на мягкой упаковке.

9 fusyiMittipsy  
0
Извините за топик. Удалите пожалуйста.

8 SlySpider  
0
Сделал сайтик про отдых
Прошу указать на мои ошибки, может чего добавить нужно
Вот одна из статей:http://slyspider.net - Блог о путешествиях по Европе, США и Африки. Обновления каждый день. Постоянно фото-обзоры.

7 Valeron11  
0
Привет, я хочу сделать дома ремонт и обставить все дизайнерской мебелью, ну или какой нибудь интресно (не как у всех), не подскажите фирму или сайт где можно найти специалистов, но только так что бы они были уже проверены и были гарантии качества? Подскажите пожалуйста.

6 Bartensssss  
0
Прикольные обзоры игровых новинок Пожалуй тема точно многим надоела, но http://obzormania.ru/ - лучшие игры, всё таки есть. На http://obzormania.ru/igronevs/ - http://obzormania.ru/

5 OlejagooraugmetSag  
0
ТВ . хочу сказать всем что я Миронов Олег М. родился 21.08.1959 реальное голимый болобол, хуеплет и фуфломет !Путешествия июнь 2009 Донат суд г.Екатеринбург 2012,егоров николай николаевич кретов евгений владимирович самойлов николай Артемий!!смерть бизнес Спартак Нацрыбресурс Банк "Северная Казна" в мире экономика Алексей Навальный катастрофа мыслишки ЖЖ Петрик фото , еда , Какраки , холопы Бут капитан Очевидность Белковский %) реклама Возраст с 10.12.2002г. – 01.07.2003г.. заместитель генерального директора Группы компаний Доброслав; Спартак ...
плюс к этому я Миронов Олег М. Москва 1959 обычный ЧМ0шник и я считаю что все лохи :-)

4 Kofotmh  
0
[url=http://webfoto.lt/] uslugi fotografa v kieve
[/url]

3 Jereexcaggefs  
0
del plz erorr

2 Jereexcaggefs  
0
del plz erorr

1 HemeMeary  
0
Salut , братья и сестры. Не ругайте плиз и не посылайте google-ить, гуглить можно много, и найти можно все, но требуется узнать мнения реальных людей. Любому и я думаю всегда хочеться съэкономить ,честно, я такой же как все. Вопрос такой, увидел лампу, в блогах http://www.femag.ru/product/svetilnik-spots-201483-satin-nikel/ , цена низкая - 1428.00 руб. , отличается в меньшую сторону чем в других интернет магазинах, но сомнения, почему такая заниженая стоимость . Желание - умоляет покупать, разум - за надежность и брать в зарекомендовавших магазинах. Кто что думает ?

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Создать бесплатный сайт с uCoz