Четверг, 18.04.2024, 11:35
POLARART.UCOZ.RU
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню
Категории раздела
Мир Арктики [5]
Север - удивительная страна. В этом разделе Вы найдете статьи о народах Севера, их обычаях и нравах
Этюды о загадочных вещах [4]
Авторский раздел Михаила Бронштейна. Здесь мы публикуем статьи из цикла "Этюды о загадочных вещах", написанные им и в соавторстве с другими исследователями
Искусство Древнего Севера [5]
Раздел посвящен Северу в эпоху древности. Находки археологов, заметки этнографов и палеоэкологов и многое другое...
Современное искусство Чукотки [4]
ХХ век стал поворотным в истории культуры северных народов. Косторезное искусство приобрело новые тенденции, а рисунки художников все больше охватывали события Съездов народных депутатов. Чукотка вчера и сегодня - вот о чем этот раздел
Заметки путешественника [2]
Свободный раздел. Здесь мы будем публиковать путевые заметки и описания приключений, выпавших на долю путешественников - исследователей Арктики
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 Каталог статей
Главная » Статьи » Этюды о загадочных вещах

Духи предков
Духи предков  

Долгое время считалось, что художники Древней Чукотки изображали только «объекты охоты» – зверей и птиц. Сегодня можно с уверенностью сказать: это не так. Археологические раскопки последних десятилетий выявили немало антропоморфных изображений из кости, камня, дерева. Они невелики по размерам и предельно схематичны. Своих героев чукотские резчики чаще всего изображали стоящими, с прижатыми к туловищу руками; скульптуры, за редким исключением, были лишены графического декора. Едва ли это свидетельствует о невысоком мастерстве полярных художников. Созданные ими изображения животных – подлинные шедевры первобытного искусства. Лаконизм антропоморфных изображений объясняется, по-видимому, особыми правилами, которые предписывали мастерам, кого и как изображать.

Кого же изображает антропоморфная пластика Древней Чукотки?

Самая распространенная антропоморфная скульптура – обнаженная женская фигурка. Судя по тому, что у женщин большой живот, скульптуры, очевидно, олицетворяли собой прародительницу, основательницу рода, ждущую ребенка. Именно такими были «палеолитические Венеры», созданные населявшими в древнем каменном веке Европу и Сибирь охотниками на мамонтов. Сходство чукотской неолитической скульптуры со скульптурой палеолита позволяет предположить, что канон, в соответствии с которым полярные охотники первого тысячелетия нашей эры вырезали фигурки предков, сформировался в далекой древности, когда еще не возникли изобразительные приемы, известные художникам последующих поколений.

Чем объяснить сохранение в искусстве Чукотки столь архаичной традиции? Вероятно, тем, что на протяжении тысячелетий климат в Арктике оставался таким, каким был на большей части Евразии в ледниковый период, а охота на моржей и китов, так же как охота на мамонтов, требовала от людей коллективных усилий и огромного напряжения сил. Сходство природных и социальных факторов обусловило близость конкретных художественных форм. Неолитическая пластика Чукотки позволяет, таким образом, заглянуть в столь далекое прошлое человечества, о котором почти ничего не известно.

Женские фигурки, найденные на берегах Берингова пролива, дают возможность разглядеть древние пласты в современной культуре чукчей и эскимосов. Недавно близ мыса Дежнева найдена костяная фигурка женщины с резко повернутой назад головой. Ее ноги сведены и слегка согнуты в коленях; одна рука – впереди, на бедре, другая отведена за спину. Тот, кто видел, как танцуют женщины в прибрежных поселках, узнает подобную позу. Это одно из характерных движений исполнительниц традиционных танцев. Многие сотни лет разделяют танцующую фигурку из моржового клыка и современные фольклорные ансамбли Чукотки, но связь между ними существует. 

Прошлое помогает понять современность, а то, что мы видим сегодня, помогает больше узнать о прошлом. В основе эскимосских и чукотских танцев лежит трудовой процесс: танцоры «охотятся», «плывут на байдаре», «выделывают шкуры». Для человека бесписьменной эпохи танцы были одним из основных способов кодирования знаний и передачи их детям и внукам. Но кто, по представлениям первобытных охотников, научил людей добывать огонь, стрелять из лука? Добрые духи! Как обучали они людей? В танцах! Добрыми духами, считали в каменном веке, были предки. Не означает ли это, что фигурки из моржового клыка, дерева, камня, созданные на Чукотке две тысячи лет назад, олицетворяли собой одновременно и предков, положивших начало роду, и духов, подаривших человеку знания?



М. Бронштейн,
кандидат исторических наук
Государственный музей Востока

 
Категория: Этюды о загадочных вещах | Добавил: targel (28.12.2009)
Просмотров: 726 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Создать бесплатный сайт с uCoz