«Праздник молодого оленя»
Так же торжественно, как у береговых жителей «Праздник кита», отмечался в континентальной тундре «Кильвэй» - «Праздник молодого оленя». Его устраивали весной, во время отела. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, так, как это делали люди многие сотни лет назад. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, чтобы отпугнуть злых духов. Этой цели служили и бубны-ярары, на которых поочередно играли мужчины и женщины. Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие жители береговых селений. Их заранее приглашали на «Кильвэй», и чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. Береговые чукчи привозили жир морских животных, который использовался для ламп-жирников. Высоко ценились в тундре и прочные ремни из тюленьей кожи, изготовленные морскими охотниками. В обмен на свои дары жители прибрежных селений получали оленьи шкуры и оленину, которая считалась у них деликатесом.
На «празднике молодого оленя» не только веселились по случаю рождения оленят, но и выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после «кильвэя» обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь, на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий, неподалеку от побережий полярных морей. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Нелегко приходилось и тем, кто оставался на зимних стоянках, вдали от ушедших на «летовку» сородичей. Так что «Праздник молодого оленя» - это еще и своеобразная церемония прощания перед долгой разлукой.
|