Пеликен для Ростроповича
Один из самых популярных чукотских сувениров – вырезанная из моржового клыка фигурка человечка с большими ушами и круглым животиком. Это покровитель путешественников, пеликен. Пеликенов нередко называют духами тундры, живущими под землей, однако на самом деле история их появления такова. В начале XX века американская художница Флоренс Претц отправилась в путешествие в Японию. Там ей очень понравились изображения бога богатства Хотэя, добродушного толстяка с удлиненными мочками ушей. Вернувшись на родину, Флоренс изготовила из дерева фигурку, напоминающую буддийского святого, и назвала ее Билли Кен. Билли быстро приобрел популярность, его фигурки появились едва ли не всех штатах, и вскоре эскимосы Аляски, которые, как и их чукотские собратья, владеют искусством резьбы по кости, тоже стали создавать подобные изображения, но уже не из дерева, а из моржового клыка.
Одна из таких фигурок попала на Чукотку. Местные жители постарались сохранить имя чужеземца, но в языке чукчей не было звонкого «б», не было у них и фамилий, поэтому «Билли Кен» превратился на Чукотке в «Пеликена». Однако на этом его метаморфозы не кончились. У пеликенов появились черты, характерные для древнего, давно ушедшего в прошлое ритуального искусства Северо-Восточной Азии. Чукотские пеликены стали напоминать охранителей домашнего очага, которых здесь вырезали из моржового клыка еще две тысячи лет назад. Но и от Билли Кена в них многое осталось. Прежде всего – длинные, плотно прижатые к бокам ручки. Впрочем, однажды эта традиция была нарушена. В марте 1971 г., в разгар брежневской эпохи, на Чукотку приехал на гастроли Мстислав Ростропович. Великий музыкант оказался здесь не случайно. Чукотский автономный округ входил тогда в состав печально знаменитой Магаданской области, и власти отправили опального маэстро на Колыму, чтобы лишний раз напомнить ему о своих широких возможностях по подавлению инакомыслия. Невзирая на принудительный характер поездки, Ростропович добросовестно добирался до самых удаленных от Большой Земли поселков и давал концерты в холодных, полупустых залах. Прилетел он и в Уэлен. Здесь недостатка в зрителях не было. Послушать музыканта пришли едва ли не все жители селения. Стульев не хватило, и зверобои, оленеводы, резчики по кости уселись на полу, плотным полукольцом охватив сцену. Первый раз в жизни слушали они классическую музыку, впервые видели виолончель...
На следующий день Ростропович улетал. Провожали его десятки людей. Юркий АН-2 приземлился на лед лагуны, и когда музыкант уже шагнул к самолету, к нему подошел Туккай – художественный руководитель Уэленской косторезной мастерской. В руках у старого мастера была фигурка из моржового клыка: маленький улыбающийся пеликен играл на виолончели...
Незадолго до высылки Ростроповича из страны Туккай получил от него письмо. За годы концертной деятельности, писал музыкант, у него накопилось немало подарков, но ни один из них не был ему так дорог, как маленький арктический божок с виолончелью, вырезанный за одну ночь из моржовой кости на краю света, в далеком чукотском поселке.
М.М. Бронштейн, кандидат исторических наук, Государственный музей Востока
|